Домой

 Арктический СНиП > Выпуск 11
СНиП__
Вернуться к оглавлению

Арктический СНиП.
Выпуск №3(15)2003

 


(491Кб)

НОВЫЕ ФРЕОНЫ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.
Георгий Литвинчук

 

    С 2004 года Европа полностью переходит на новые хладагенты. Если быть более точным, то в наступающем сезоне европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более того. Причем, продажа моделей "только холод", использующих озоноразрушающие фреоны, была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?
    В 2003 году продажи сплит-систем на новых хладагентах превысили 7000 штук, что составляет менее 4% от общего объема продаж. Хотя по некоторым брендам она выше. По Daikin доля кондиционеров на R-407С и R-410А составляет около 8% от общего объема продаж, а у Panasonic – порядка 7% (таблицы 1-2):

Таблица 1. Продажи Сплит-систем всех типов на R-407С в 2003 г.

Марка Завезено блоков
Внешних Внутренних
Daikin 230 730
МЕ 120 120
Gree 50 50
Итого: 400 900
Таблица 1. Продажи Сплит-систем всех типов на R-410A в 2003 г.

Марка Завезено блоков
Внешних Внутренних
Daikin 3800 4700
Panasonic 3300 3500
Toshiba 140 140
Fujitsu General 80 80
MHI 60 60
МЕ 20 20
Итого: 7400 8500

    По оборудованию класса VRF на R-407С было поставлено порядка 150 систем или 15% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это составляет около 1200 штук. В сумме получается техника на HCF попала только в 3% помещений.
    И это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как R-22, так и на HCF хладагентах. Однако, компании, занимающиеся розничной продажей оборудования пока не спешат менять свои привычки. Почему?
    В отличие от традиционных хладагентов R-407С и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407С, созданного в качестве альтернативы R-22 входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134а (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый – способствует увеличению производительности, второй – исключает возгорание, третий – определяет рабочее давление в контуре хладагента.
    Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это стало основным препятствием для распространения R-407С.
    К тому же его "экологичность" на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто оставят в ближайшей подворотне. И, хотя, для озонового слоя R-407С не опасен, он является одним из наиболее сильных "парниковых газов".
    Хладагент марки R-410А, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть, при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако, и R-410А не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?
    Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком, – оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это несущественно меняет процесс монтажа, но потребует особого внимания к некоторым технологическим операциям. В частности для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить разряжение до 42 атм. И соответствующий манометр. При пайке трубопроводы должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производится исключительно в жидкой фазе.
    Климатическое оборудование на R-410А при той же производительности получается немного дороже. Причина – в более высоком рабочем давлении. Так, при температуре конденсации +43°С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410А – порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура, заправленного R-410А, включая компрессор, должны быть более прочными. Это несущественно увеличивает расход меди, но все же удорожает систему.
    Сами озонобезопасные хладагенты стоят дороже традиционных. Так, за килограмм R-410А пока придется выложить в 7 раз больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R-407С, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон несколько вырастут. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней.

   Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасный хладагенты. При возможности выбирать между R-410А и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это придется сделать. Причин для этого сразу несколько.
    Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах, так как R-410А самый прогрессивный хладагент на сегодняшний день (СОР достигает более 4). Это значит, что через 2 -3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.
    Во-вторых, уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только для стран СНГ и Турции в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на CHF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410А, либо остаться без техники и без заказчиков. Причем, с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.
    В-третьих, заводы, поставляющие на российский рынок полупромышленные кондиционеры Daikin, ME, Hitachi и Toshiba находятся в Европе. Потому, по этим брендам уже в 2004 году значительная часть "пэкаджей" будет поставляться на R-410А и R-407С. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке РАС, можно утверждать, что практически любая фирма будет вынуждена иметь у себя необходимый план работы с HCF инструментом. При этом стоит учесть, что основные потребители "пэкаджей" - крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.
    В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента, готового подписать договор на сервисное обслуживание по этой причине мало кто захочет.
    Резюмировать все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: "готовь сани летом, а телегу – зимой". Так или иначе, но готовиться к работе с HCF хладагентами нужно уже сейчас, иначе уже в сезоне 2004 года можно столкнуться с некоторыми вышеописанными проблемами.
    Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям (таблица 3):

Таблица 3.

Свойства Хладагент
R-22 R-407C R-410A
Изотропность
(возможность дозаправки кондиционера при утечке)
да нет да
Масло минеральное полиэфирное полиэфирное
Давление при темп.
конденсации +43°С
16 атм. 18 атм. 26 атм.
Цена за килограмм, USD 4,8 29,4 32,7
 
Информация о фирме
Арктические новости  
Каталог товаров
Прайс-лист
Техническая информация
Обои для рабочего стола
Подписка
Регистрация